В последние годы наблюдается рост расстройств аутистического спектра (РАС) во всем мире. Понимание о РАС и осведомленность о последних достижениях в данной области позволит вовремя провести анализ состояния ребенка и своевременно оказать всестороннюю поддержку родителям и опекунам детей с РАС. В данных методических рекомендациях рассмотрены вопросы распространенности и ранней диагностики РАС у детей на уровне первичной медико-санитарной помощи, представлена информация о последних изменениях в классификации РАС, а также некоторые аспекты поддержки опекунов детей с РАС. Представленные методические рекомендации не претендует на то, чтобы охватить все «вмешательства», связанные с РАС. Методические рекомендации предназначены для медицинских специалистов, а также других заинтересованных сторон.
В методической рекомендации представлены причины возникновения расстройств аутистического спектра (РАС), некоторые аспекты ранней диагностики и ее распространенность в мировом масштабе. Также освещены аспекты по формированию здорового класса, где обучаются дети с РАС. Данная методическая рекомендация предназначена для педагогов, организаторов в области образования, докторантов, магистрантов и студентов ВУЗов, а также других заинтересованных сторон.
В учебно-методических рекомендациях представлены современные проблемы методологии изучения аутистического поведения, описаны методы и техники разработки индивидуализированных программ для развития навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС), затронуты вопросы роли семьи, как партнера в воспитании и обучении ребенка с РАС. Рекомендации предназначены для сотрудников психолого- медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогических консультаций, специальных педагогов, а также будут полезны родителям детей с РАС.
Целью является предоставить родителям и опекунам детей с РАС не только понимание основных аспектов РАС, но и практические инструменты, советы и стратегии, которые помогут вам лучше понять и поддерживать вашего ребенка. Мы верим, что ваша роль родителей или опекунов — это ключевой фактор в развитии и благополучии вашего ребенка, и мы хотим предоставить вам все необходимое, чтобы справляться с этой ответственной задачей наилучшим образом.
Одним из приоритетных направлений образования в Республике Казахстан является достижение 4-й Цели устойчивого развития – обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования для всех. Это включает равный доступ к качественному образованию и поддержку обучения на протяжении всей жизни. Важность качественного образования, учитывающего индивидуальные особенности учеников, подчёркивается в программных и законодательных документах страны. Современные педагоги должны формировать у детей глобальные навыки и стремление к непрерывному обучению. Школьная среда должна обеспечивать всем детям, включая тех, у кого есть поведенческие и специфические трудности, возможность получить качественное образование. Методическое пособие включает характеристику психофизиологических особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), рекомендации по их включению в общеобразовательный процесс, и направлено на поддержку школ в организации психолого-педагогического сопровождения таких детей.
В методическом пособии представлен анализ психологической адаптации родителей в ситуации принятия особенностей развития ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), а также методов психологической поддержки данной категории клиентов. Предлагаемый в пособии материал может быть полезен для психологов, социальных работников, педагогов-психологов, психотерапевтов, неврологов, патронажных медсестер, специализирующихся в вопросах консультативно- коррекционной и профилактической помощи родителям детей с РАС и формировании у них конструктивных способов социально-психологической адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности семьи.
Эффективное оказание социальной помощи семьям детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) требует скоординированной работы различных ведомств и организаций. В данных методических рекомендациях обобщён опыт работы по сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС. Они предназначены для социальных работников, оказывающих помощь на уровне первичной медико-социальной помощи, а также будут полезны родителям детей с РАС. Рекомендации включают в себя методы и практики, направленные на формирование осведомлённости о доступных ресурсах, содействие в решении проблем адаптации и интеграции, а также поддержку семьи в процессе воспитания и развития ребёнка с РАС. Эти рекомендации являются важным инструментом для специалистов и родителей, стремящихся обеспечить полноценную жизнедеятельность детей с РАС и их успешную интеграцию в общество.
Образование детей с особыми образовательными потребностями (ООП) является ключевым для их успешной интеграции в общество и самореализации. Главной задачей государства и общества является создание условий и оказание поддержки для обеспечения их социальной реабилитации и адаптации. Инклюзивное образование, основанное на принципах равенства и сотрудничества, рассматривает индивидуальные особенности детей как возможность обогащения образовательного процесса. Методические рекомендации содержат описание психофизиологических особенностей детей с расстройствами аутистического спектра, а также практические советы для педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды.
В работе даны рекомендации по созданию поддерживающей среды, адаптации рабочих мест, обучению персонала и разработке программ профессиональной подготовки для людей с аутизмом, с целью обеспечения ими равных возможностей на рынке труда и успешной адаптации в профессиональной среде. Рекомендовано для специалистов в области социальной работы, психологии, образования и здравоохранения, а также руководителям организаций, занимающихся интеграцией людей с аутизмом в общество и рынок труда. Она также может быть полезна родителям и опекунам детей и взрослых с аутизмом, а также самим людям с аутизмом, желающим улучшить свою социальную интеграцию и независимую жизнь.
Данные методические рекомендации предоставляют практические советы для семей, медицинских и социальных работников, педагогов, врачей-резидентов, менеджеров здравоохранения, а также студентов и магистрантов, обучающихся по образовательным программам «Общественное здравоохранение» и магистрантов, изучающих «Менеджмент в здравоохранении». Их целью является улучшение условий жизни людей с ограниченными возможностями посредством всесторонней поддержки и междисциплинарного сотрудничества. Рекомендации включают советы по созданию благоприятной среды, предоставлению медицинской помощи, социальной интеграции и психологической поддержки.
Методические рекомендации «Командный подход при разработке индивидуальной учебной программы (IEP) для детей с расстройством аутистического спектра» направлены на всестороннее развитие их навыков, включая социальные, коммуникативные, трудовые, адаптивные, когнитивные и двигательные. IEP является ключевым инструментом для регистрации и отслеживания индивидуализированных целей и задач, отвечающих уникальным потребностям каждого учащегося. Создание IEP способствует защите интересов ребенка, обеспечивая необходимую образовательную поддержку. Эти рекомендации помогут родителям и педагогам понять основные компоненты IEP, процесс его разработки, а также важность сотрудничества для создания плана, способствующего академическому и личностному росту ребенка.
Данная монография содержит некоторые результаты научных исследований в рамках темы BR18574199 «Интеграция детей c расстройством аутистического спектра в социально- образовательную среду на основе всесторонней поддержки: вызовы и преимущества» программно-целевого финансирования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан. Монография адресована педагогическим работникам, практикующим обучение детей с РАС, в том числе в условиях инклюзивного образования, студентам и магистрантам образовательных программ в области психологии, педагогики и медицины.
Kosherbayeva, L., Kozhageldiyeva, L., Pena-Boquete, Y., Samambayeva, A., & Seredenko, M. (2024). Effects of autism spectrum disorder on parents labour market: Productivity loss and policy evaluation in Kazakhstan. Autism, 0(0).
Laura Kozhageldiyeva, Lyazzat Kosherbayeva, Zhanara Sabyrdilda, Assem Kaukenova, Sandugash Kurmanalina (2023) Perceptions regarding autism spectrum disorders among population of Kazakhstan. JOURNAL OF CLINICAL MEDICINE OF KAZAKHSTAN (41-47)
Sandugash Kurmanalina, Aizhan Samambayeva, Nazgul Akhtayeva, Laura Kozhageldiyeva, Lyazzat Kosherbayeva (2024) Awareness of Autism Spectrum Disorder Among Population of Kazakhstan. Journal of Autism and Developmental Disorders
Nazgul Akhtayeva, Lyazzat Kosherbayeva, Aziza Imamatdinova, Kastytis Šmigelskas (2024) Wellbeing of parents raising children with autism spectrum disorder and the role of psychologists. Clinical research
Кошербаева Ляззат, Самамбаева Айжан, Сабырділда Жанар, Кожагельдиева Лаура (2023) Роль искусственного интеллекта для лечения детей с расстройством аутистического спектра: международный опыт. Клиническая медицина и фармакология (39-47) https:// DOI 10.53511/PHARMKAZ.2023.32.31.007
https://pharmkaz.kz/wp-content/uploads/2023/07/КОШЕРБАЕВА.pdf
Lyazzat Kosherbayeva, Kamshat Tolganbaeva, Sandugash Kurmanalina, Laura Kozhageldiyeva (2023) Psychological support for parents raising children with autism spectrum disorders. SCIENCE & HEALTHCARE (214-222) https:// DOI 10.34689/SH.2023.25.3.028
https://newjournal.ssmu.kz/upload/iblock/e1d/91wj8ahg5ouuuwwyqdwf96c69xkpt21m/214_222_3_25_2023.pdf
Lyazzat Kosherbayeva, Sandugash Kurmanalina, Nazgul Akhtaeva, Aizhan Samambayeva, Kuanysh Altynbekov (2023) Understanding autism spectrum disorders among the population of Kazakhstan. SCIENCE & HEALTHCARE (133-139) https:// DOI 10.34689/SH.2023.25.4.016
https://newjournal.ssmu.kz/upload/iblock/a81/6qvro0ejzg6qy3s89yopw3n5cga251cg/133_139_4_25_2023.pdf
L. Kosherbayeva, L. Kozhageldiyeva, A. Kaukenova, A. Samambayeva (2023) Situational analysis of intersectoral care for children with Autism spectrum disorder. Pedagogy and Psychology, Volume 57 (2023): Issue 4 (December 2023) p. 98-104 DOI 10.51889/2960-1649.2023.15.4.003
https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1365
M. Suleimen, L. Kozhageldiyeva, N. Akhtayeva, L. Kosherbayeva (2024) The role and used tools of psychological-medical-pedagogical consultations in work with autism spectrum disorder children. AL-FARABI KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY JOURNAL of Educational Sciences No1 (78) https://doi.org/10.26577/JES2024780104
https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/issue/view/50/1
L.K. Kosherbayeva, S.K. Ismagulova, L.K. Kozhageldiyeva, N.S. Akhtayeva, Yolanda Pena-Boquete (2024) Issues of teachers’ preparedness to support learners with Autism Spectrum Disorder in schools of Kazakhstan. BULLETIN of L.N. Gumilyov Eurasian National University. PEDAGOGY SERIES 1(146)/ 2024, p.71-83 DOI: https://doi org/10.32523/2616-6895-2024-146-1-71-83
Kosherbayeva, Lyazzat & Kozhageldieva, Laura & Kurmanalina, Sandugash & Šmigelskas, Kastytis. (2024). Analysis of the effectiveness of the advanced training program «Rehabilitation of children with autism spectrum disorder». Journal of Health Development. 55. 80-84. 10.32921/2225-9929-2024-1-55-80-84.
Lyazzat Kosherbayeva, Kuanysh Altynbekov, Laila Imangalieva, Nazgul Akhtayeva, Laura Kozhageldiyeva, Sandugash Kurmanalina, Aziza Imamatdinova (2024) PRIMARY CARE PSYCHOLOGISTS’ KNOWLEDGE OF AUTISM SPECTRUM DISORDERS. Science and Healthcare. 2024;26(3):10-20. https://doi.org/10.34689/SH.2024.26.3.010.
https://drive.google.com/file/d/1QlknUWQRgTnP_fhwaI1X_vGMfzmh3KKz/view?usp=share_link
Каукенова Ә., ŠMIGELSKAS K., Ismagulova S., Butabayeva L., Kozhageldiyeva L. ACCOMPANYING A STUDENT WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN SCHOOLS IN KAZAKHSTAN: THE ROLE OF A TEACHER ASSISTANT // Pedagogy and Psychology. – 2024. – № 3(60). – С.13–22: DOI: 10.51889/2960-1649.2024.60.3.002
Сети поддержки для родителей — это ресурс, созданный для облегчения поиска организаций, которые предоставляют помощь и поддержку родителям детей с особыми потребностями. В этом разделе собраны контакты проверенных организаций, центров реабилитации и благотворительных фондов, которые предлагают информационную, медицинскую и психологическую помощь семьям, сталкивающимся с вызовами в воспитании особенных детей. Мы стремимся создать пространство, где родители смогут найти необходимые ресурсы, сообщества и профессиональную поддержку, чтобы справляться с трудностями и обеспечить своим детям лучшие возможности для развития.
Единый маршрут для родителей детей с аутизмом — это подробное руководство, которое помогает родителям ориентироваться в сложностях диагностики, терапии и социальной адаптации детей с аутизмом. Данный маршрут включает пошаговые рекомендации по получению медицинских, образовательных и реабилитационных услуг, а также информацию о доступных ресурсах, таких как центры поддержки, специалисты и государственные программы. Этот инструмент разработан для того, чтобы помочь семьям быстро находить ответы на важные вопросы, а также обеспечивать комплексную и своевременную помощь детям с аутизмом.